Инсталляцию, о которой пойдет речь далее, кто-то наверняка назовет абсурдной, но я бы предпочел совсем иные термины. Например, «необычная» или даже «неожиданная». Действительно, никак не ожидаешь увидеть огромные встраиваемые кинотеатральные колонки в роли стереопары в весьма скромной по размерам комнате. Однако это случилось. Подробности читайте ниже.
Тестирование кинотеатральной акустики как-то само собой подразумевает наличие кинозала или хотя бы демокомнаты, имеющей соответствующие габариты и оснащение. Но применительно к Dali Phantom S-280 это оказалось не так-то просто. Большие, даже огромные размеры и солидная мощность подразумевают создание кинозала столь же колоссального, а это за пару недель и даже пару месяцев не делается. Но как обычно, в ситуации, не имеющей прямого решения, всегда есть решения альтернативные.
В шоуруме «Особая техника» старшая модель High-End-встройки от Dali представлена в роли… стереопары. Причем в весьма компактном помещении. Пуристы наверняка осудят такой подход, я же решил послушать, тем более, что мысль о применимости качественных кинотеатральных колонок для музыки у меня особых сомнений не вызывает.
Судя по дизайну и внешнему виду, близкий родственник Dali Phantom — линейка Rubicon, но на самом деле родственные связи простираются выше, вплоть до линейки Epicon. Ведь именно в старшей модели СЧ/НЧ-излучатели оснащаются магнитной системой, изготовленной с применением мягкого магнитного компаунда SMC и имеющей массу других ухищрений, призванных выровнять магнитное поле в пределах рабочего хода катушки. Сама катушка, кстати, тоже совсем не простая, она четырехслойная и может выдерживать достаточно высокую мощность.
20-см диффузоры СЧ/НЧ-излучателей выполнены традиционным для Dali способом из целлюлозной массы с применением длинных древесных волокон, армирующих внутреннюю структуру материала. Пара басовых излучателей с 25-см диффузорами из углеволокна являются пассивными, поэтому внешность Dali Phantom S-280 выглядит несколько обманчиво. Однако иным способом невозможно было бы достичь эффективного воспроизведения баса в корпусе глубиной всего 10 см.
ВЧ-звено состоит из двух активных излучателей: ленточного и динамического с большим 29-мм куполом. Ленточный излучатель отвечает за СВЧ-диапазон и широкое рассеивание звука, а традиционный динамик воспроизводит весь диапазон, начиная с 3000 Гц. В сочетании с возможностью поворота ВЧ-модуля в корпусе это позволяет оптимально сфокусировать звук в точке прослушивания в зависимости от высоты расположения колонок в стене и их ориентации в пространстве.
Несмотря на размеры, Dali Phantom S-280 монтируется в стену весьма незатейливым способом, с помощью поворотных креплений типа DogLegs. Корпус из МДФ полностью закрытый, одна пара клемм для подключения акустического кабеля выведена на боковую панель, чтобы не увеличивать монтажную глубину. И стоит отметить, что для акустики существенно меньшей площади монтажная глубина 110 мм — хороший показатель.
Стоит ли вмонтировать дорогую акустику в стену? Для меня это вопрос философский, требующий всестороннего изучения всех «за» и «против». С одной стороны, покупая дорогие колонки, хочется созерцать их каждый день во всей красе. Но с другой, покупая дорогую встраиваемую акустику, мы не платим за отделку шпоном и прочую роскошь, не связанную напрямую со звуком. А значит, что при равной стоимости «встройка» будет звучать лучше.
Ну а когда комната прослушивания по своему основному назначению является гостиной, возможность незаметно разместить в ней по сути пару напольников класса High End выглядит очень и очень заманчиво.
Впрочем, система, которую я слушал в шоуруме, была чем-то средним. Дело в том, что колонки были встроены не в стену, а в тестовые стенды — большие щиты, жестко закрепленные к полу и стене. Это вроде и не встройка в чистом виде, но при этом место внутри помещения используется минимально. Будь это напольники соответствующего объема, их фасад оказался бы ближе к точке прослушивания на 30-50 см, и комнату они заполнили бы не только звуком, но и собой. В данной же ситуации не было ощущения присутствия в комнате больших колонок, особенно когда динамики были закрыты грилями.
В том, что касается звучания, сложилось обратное впечатление — стоило закрыть глаза и казалось, что в комнате играют напольники размером больше среднего. Одним словом, аттракцион. Звук есть, а колонок почти что нет.
Звучание с самого начала удивило сочетанием не особенно совместимых вещей: сфокусированности стереообраза и ощущения абсолютно не направленного звучания с равномерным заполнением помещения звуком. Для кино подобный подход можно назвать оптимальным, но и на музыке это дало на удивление хороший результат. На альбоме Rush «Moving Pictures» даже самые минималистские моменты вроде одиноких гитарных соло на фоне ударной установки звучали широко и насыщенно. Для классической музыки такой подход просто идеален. Струнный квартет, играющий «Времена года» Вивальди и симфонический оркестр, исполняющий Рахманинова, выстраивались одинаково естественно, без искажения масштаба, с отличной передачей воздуха и объема.
Плюс на любой музыке был приятный бонус в виде возможности перемещаться по комнате или занимать любое удобное место на диване, не имея в качестве побочного эффекта искажение тонального баланса.
Среди особенностей звучания стоит отметить в меру мягкий и комфортный характер, сочетающийся с высокой детальностью и отличными динамическими возможностями. Это сделало Dali Phantom S-280 жанрово универсальными. Каких-то принципиальных ограничений эти колонки не имеют, но лишь с тем условием, что у усилителя будет достаточно мощности.
В тестовой системе использовалось два аппарата с принципиально разным характером: Cary Audio и Densen. В каждом случае усилители проявляли себя в полной мере. С Cary Audio звук был по-американски масштабный, крупный, с несколько преувеличенным басом. Densen же обеспечил более собранное, софкусированное и аккуратное звучание, давая возможность понять, насколько точно и детально может звучать эта акустика.
Выводы
Если в High-End-акустике вас интересует только звук, Dali Phantom S-280 будет весьма интересным выбором. Технологии старших серий, упакованные в низкопрофильный корпус, дают ожидаемо высокое качество звучания и при этом могут быть малозаметны в интерьере. О полной невидимости подобного рода моделей я бы не стал говорить, поскольку гриль можно разве что красиво оформить.
В целом же Dali Phantom S-280 вполне оправдывают ожидания — большой породистый звук, в полной мере отражающий фирменный характер, знакомый нам по классической акустике Dali. Хочется также напомнить, что S-280 является флагманской моделью, и в линейке Phantom также существует пара более компактных встраиваемых колонок, с помощью которых можно озвучивать не только тыловые каналы домашнего кинозала, но и использовать ее для реализации мультирумных проектов или равномерного распределения источников звука в больших залах.
Достоинства: объемный и выразительный звук, малая посадочная глубина, незаметность в интерьере.
Диапазон частот: 48-25000 Гц (+/- 3дБ)
ВЧ-излучатель: ленточный 17х45 мм, тканевый купол 29 мм
СЧ/НЧ: 2 x 200 мм, целюллозный конус
НЧ (пассивный): 2 x 250 мм, диффузор из углеволокна
Частота раздела кроссовера: 3000 и 15000 Гц
Чувствительность: 89 дБ
Импеданс: 8 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 40-400 Вт
Габариты: 1527х527х110 мм
Масса: 35 кг
Цена; 214 100 рублей
*Использованы материалы с www.stereo.ru